Одним из конкурентов классического вида единоборств – бокса, постепенно становиться ММА, который...
Покупка готового бизнеса обладает одним единственным преимуществом, сравнительно с собственным делом – у купленного актива уже есть прибыль. В остальном, в большинстве случаев, у готового бизнеса выгод особо-то и нет. Где-то даже и напротив. Редко кто в России отлаживает процессы компании под институциональные, внеличностные формы. Всё делают – людей нанимают, с поставщиками договариваются, рекламу запускают – «под себя», под свою личность и понимание проблем бизнеса.
Это неплохо и не хорошо, но такая личная привязка почти всегда означает, что прибыль после покупки просядет, на несколько месяцев. Пока вы не перестроите бизнес под себя или, всё-таки, под стандарты, МСФО и лучших представителей отрасли.
Но даже и такие, отстроенные и приносящие прибыль активы – это в лучшем случае половина современных российских рынков и половина предложений готового бизнеса. Вторая половина – шлак, с проблемами и убытками, пусть иногда и искуссно маскируемыми.
Как сорвать такую маскировку, как купить хоть сколько бы то ни было толковую компанию – расскажем в большом цикле статей, по отраслям. И начнем с гостиничного бизнеса, с рассказа, как проверить на вшивость предложения продажи отелей СПб, Москвы и других крупных городов (потому что зачем покупать отели не в крупных городах? Сколько-нибудь живой платежеспособный спрос есть только там).
Покупаем отель. Оцениваем сервис
С гостиничного бизнеса начинаем еще и потому, что в нем, не в пример другим отраслям, от проверки можно получить удовольствие. Это относится, в целом, ко всей HoReCa-сфере, но в гостиницах, особенно если они на природе, проверка выходит особенно прочувственной.
И первый этап заключается, собственно, в посещении гостиницы тайным покупателем, с оценкой её сервиса. Можно совсем-совсем тайным, не предупреждая владельца о своем визите, можно – предупредив. Но если предупреждайте, то буквально за два-три дня, чтобы к вашему прибытию не успели навести внешний лоск.
А дальше, собственно, заселившись – оцените, как и по каким критериям обслуживают постояльцев. Насколько мягки кровати, насколько чисто в номерах и как часто проводят уборку, как работает кафе. Поведению персонала, их вежливости, учтивости и банальному «человеческому отношению» тоже уделите внимание. Сервис – это основа, становый хребет гостиничного бизнеса. Если с сервисом все плохо, то от предложения продажи отеля в СПб можно и нужно отказываться. Поправить возможно много, но не сервис.
Поскольку на его исправление требуется несколько месяцев времени: повысить до нужных стандартов текущих работников, уволить безнадежных, нанять новых. Это время и деньги, которые вы должны получать сразу после покупки отеля, а не тратить.
За проверкой сервиса и удобства проживания, по самому банальному, «нутряному» критерию «нравится – не нравится», гостиницу и сервис нужно проверить уже по стандартам отрасли. О них – в следующей статье.