Бесконечная джинсовая лихорадка

В среднем европейцы покупают полторы пары джинсов в год, а американцы — четыре. Джинсы прошли путь от грубой рабочей одежды до основы модного гардероба, и возраст их только украшает. Тесное знакомство с джинсовой темой.

ы — объект одновременно и культовый (среди людей, называющих себя denim heads и отказывающихся их стирать), и пользующийся массовым спросом. К этим скромным штанам люди относятся по-особенному. «Это очень личное, ведь каждые джинсы окрашены по-своему... По мере того, как вы их носите, они как будто обзаводятся собственной индивидуальностью — с характерным лично для вас рисунком износа. По прошествии времени джинсы садятся по вашей фигуре и становятся уникальными», — говорит Кара Николас. Она работает в компании Cone Denim, одном из исторических производителей изделий из денима.

Фабрике Cone Denim под названием White Oak, расположенной в Гринсборо (штат Северная Каролина, США), 20 апреля исполнилось 110 лет. Здесь делают все искусственно состаренные джинсы этой марки, здесь же можно найти коллекцию челночных ткацких станков модели American Draper X3, произведенных в 1940-х годах.

Увлечение Николас аутентичным денимом началось в 1980-е годы. «Тогда люди стали коллекционировать винтажные джинсы, и возникла идея имитировать или воссоздать первоначальные образцы. Мы брали за образец джинсы эпохи рубежа веков и экспериментировали с сырьем, а также с различными составами краски», — поясняет она.

Начиная со второй половины XX века, джинсы прочно обосновались в модном гардеробе — от темно-синих подвернутых брюк в стиле рокабилли до клешей и вечно актуальных скинни (считается, что моду на них ввел французский дизайнер Эди Слиман в начале 2000-х, будучи главным дизайнером Dior Homme). Однако происхождение джинсов сугубо утилитарно.

Одним из создателей синих джинсов, появившихся в 1873 году по следам калифорнийской золотой лихорадки — на пару десятилетий позже ее расцвета, считают Ливая Страусса. На сайте компании Levi’s рассказывается история баварца Страусса, переехавшего из Нью-Йорка в Сан-Франциско в 1853 году, чтобы торговать оптом тканями и галантереей. Его клиент, портной Джейкоб Дэвис, искал бизнес-партнера, чтобы запатентовать модель брюк с заклепками в местах наибольшего натяжения — так они служили дольше. Патент на оформление заклепками мужских рабочих брюк был выдан Джейкобу Дэвису совместно с Levi Strauss & Company 20 мая 1873 года. Этот день считается датой появления на свет синих джинсов и новой категории рабочей одежды.

Как рассказывают в Levi’s, у первой модели синих джинсов — изначально называвшихся XX «комбинезон до пояса» — был один задний карман с дугообразной прошивкой, карман для часов, хлястик, пуговицы для подтяжек и медная заклепка между ног.

Выбирая синие джинсы

Утверждается, что основной материал для их производства — деним — происходит из французского города Ним. Его название — произнесенное на американский манер словосочетание Serge de Nîmes (то есть саржа из Нима). Для денима характерно переплетение основных нитей цвета индиго с неокрашенными уточными (набивочными) нитями. Эта прочная хлопчатобумажная ткань саржевого переплетения в XIX веке использовалась для производства брюк, которые носили моряки из итальянской Генуи. Существует мнение, что эти брюки были предшественниками джинсов, а от французского названия Генуи — Gênes — предположительно происходит само слово «джинсы».

Из широких штанин

В качестве слогана была выбрана фраза «Укрепленная заклепками рабочая одежда из настоящего синего денима». В качестве отличительного знака — кожаный прямоугольник Levi’s «Две лошади», который появился в 1886 году. На нем изображены джинсы, растянутые между двумя рабочими лошадями — как символ прочности. В 1890 году модели под названием XX, ставшей впоследствии униформой табунщиков лошадей на диком Западе, был присвоен номер партии 501. Вариант с двумя задними карманами появился в 1901 году, а поясные петли добавили в 1922 году. В 1936 году на правый задний карман брюк стали нашивать красный ярлычок: как утверждают в Levi’s, он был нужен, чтобы «отличать комбинезоны Levi’s от изделий конкурентов, использовавших темный деним и дугообразную прошивку».

Голливудские вестерны пробудили у зрителей интерес к ковбоям, и в 1930-е годы синие джинсы стали одеждой для масс, а затем вошли в молодежную культуру 1950-х под влиянием голливудских бунтарей в джинсах — таких, как Джеймс Дин. Считается, что подростки начали употреблять слово «джинсы» в то же десятилетие, однако лишь в 1960 году компания Levi’s заменила термин «комбинезон» на «джинсы» в рекламе и на упаковке.

Первая телевизионная реклама джинсов Levi’s вышла в эфир в 1966 году, а женская модель 501, при стирке садившаяся по фигуре, появилась в 1981 году. Для нее сняли легендарную рекламу «Трэвис» (это имя произносит героиня в конце ролика).

В современной истории джинсов случился новый поворот: культовым стал японский деним — с несрезанной кромкой, так называемый «селвидж». Он изготавливается на традиционных станках челночного типа: в результате получается узкая полоса ткани, с которой не нужно срезать кромку и обрабатывать ее оверлоком. В качестве материала используется 100-процентный хлопок, окрашивание производится исключительно натуральным красителем индиго. Американские производители отказались от подобных станков в пользу более дешевого «широкостаночного» производства.

Выход в свет

Прагматичные корни денима были обусловлены его прочностью и долголетием, а дорогу в модный гардероб джинсам проложило появление принципиально новых тянущихся волокон. Пик пришелся на 2000-е годы — эру джеггинсов (гибрид джинсов и леггинсов). Изобретение синтетических волокон под названием «спандекс» расширило диапазон возможностей, соглашается Кара Николас из Cone Denim. По ее словам, свою роль сыграло также использование экологичных и высокотехнологичных волокон — попытка сделать моду функциональной.

Для внедрения подобных инноваций Cone Denim привлекает к партнерству производителей волокон и пряжи, таких как Invista. Недавний пример — сотрудничество с компанией Unifi, чья технология Repreve (волокно из переработанных пластиковых бутылок) использовалась при создании материала Cone Touch. «Они применяют особый метод прядения: на ощупь и на вид — как хлопковая пряжа, но по прочности и другим качествам этот материал ничем не уступает синтетическим волокнам, — рассказывает Николас. — Идея в том, чтобы все нововведения, связанные с экологичностью и высокими технологиями, не мешали джинсам выглядеть и носиться так, будто они сделаны из хлопкового денима».

Компания Jeanologia в испанском городе Валенсия, специализирующаяся на промышленном лазерном оборудовании, одной из первых применила экологически чистую технологию для создания эффекта ношеных джинсов и их окончательной отделки — эти операции относят к числу наиболее вредных для окружающей среды в текстильной промышленности. Товары этой компании продаются как «настоящий деним, производство которого занимает лишь пару часов».

«Говорят, у джинсов есть душа и они становятся частью нас — ведь каждый носит свои джинсы по-своему. Отправляясь в джинсовый магазин, подсознательно мы ищем аналог старой любимой пары джинсов», — говорит Энрике Силья, директор Jeanologia. Он считает, что нынешняя текстильная промышленность использует «доисторические» методы, когда речь идет о применении воды и химикатов. По мнению Сильи, такие изобретения способны вдохнуть новую жизнь в отрасль, нуждающуюся в реформировании. Он утверждает, что 20% производителей денима уже применяют технологии его компании.

В год производится более пяти миллиардов джинсов: в среднем европейцы покупают полторы пары джинсов в год, а американцы — четыре, и вскоре «на среднего жителя Земли будет приходиться по паре джинсов в год», уверен Энрике Силья. Назад в будущее — таков слоган джинсовой промышленности: источником вдохновения для нее по-прежнему остаются самые первые синие джинсы.

Источник: Катя Формэн, "BBC", Великобритания

05.12.2017

Похожие записи